Soviet Union ZX Spectrum CommunityВоскресенье, 24.11.2024, 20:26
Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
 [ · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Стандартизация видеовывода в ZX to VGA конверторах
Black_CatДата: Среда, 30.05.2007, 08:15 | Сообщение # 1
Координатор
Группа: Координаторы
Сообщений: 730
Статус: Offline
Стандартизация видеовывода в ZX to VGA конверторах.

На сегодняшний день единственными доступными конверторами ZX RGB to VGA являются промышленно изготовленные TV-тюнеры. Но у всех таких конверторов, основанных на серийных преобразователях есть один недостаток - они изначально ориентируются на стандартный видеосигнал, в то время, как ZX RGB таковым не является. В чём отличия ZX RGB видеовывода от стандарта PAL/SECAM?

1) Не интерлейсная, а прогрессивная развёртка;
2) 312/311 (320 у Pentagon'а) строк в полукадре вместо 312,5;
3) Отличия от стандарта в разных клонах по количеству кадровых синхро/выравнивающих импульсов;
4) Отличия от стандарта частоты кадров у Pentagon'а;
5) Нестандартные и разные у разных клонов длительности строчных синхроимпульсов, а так же длительности импульсов привязки к чёрному;
6) Превышение полосы пропускания видеосигнала;

Все эти отклонения от TV стандартов приводят к необходимости "доработок" с паяльником, но в принципе не могут избавить от нестандартностей 1), 2), 4), 6). Поэтому качество изображения получаемое с применением серийно выпускаемых преобразователей и рассчитанных на стандарты PAL/SECAM оставляет желать лучшего. И если для графики это ещё как-то можно оправдать изначальной ориентацией Спектрума на бытовой TV, в котором изображение и должно было быть слегка "размытым", то для отображения текстовой информации такие конверторы непригодны в принципе, т.к. не способны заменить ставшие уже раритетом и труднодоставаемые CGA и EGA мониторы по качеству изображения. Это делает весьма призрачной перспективу реинкарнации Спектрума в качестве домашнего компьютера, т.к. широкодоступных, с качественным отображением текста мониторов для него на сегодняшний день просто нет. Поэтому идея создания ZX to VGA конверторов НЕ на серийно выпускаемых микросхемах-преобразователях, позволяющих при этом получать качественное отображение текста - на сегодняшний момент очень актуальна.

Особенности ZX to VGA конверторов.

Особенности конверторов могут носить системный, эксплуатационный или качественный характер. Системные особенности конверторов связаны с корректностью отображении стандартных для Спектрума видеорежимов: режим 48k-screen и Gigascreen. Эксплуатационные - связаны ограниченностью возможностей VGA мониторов. Качественные - связаны с отличиями полученного изображения по тем или иным параметрам от оригинального.

Особенности A: Системные.

А1. Отсутствие возможности эмуляции на экране VGA прогрессивной развёртки Спектрума, без чего невозможно корректно отображать режим Gigascreen (отсутствует в серийно выпускаемых TV-тюнерах, в которых эмулируется только стандартная чересстрочная телевизионная развёртка);
А2. Отсутствие синхронизации наложения пикселей от кадра к кадру в режиме Gigascreen.

Особенности В: Эксплуатационные.

В1. Использование CRT Multysinc мониторов Fкадр.=48-100Hz (в данный момент не выпускаются и практически недоступны).
В2. Использование TFT мониторов c Fкадр.=48-75Hz (доступны, но из-за некомпетентности пользователей очень редко приобретаются, используют новейшие поколения матриц).
В3. Использование CRT мониторов c Fкадр.=60-100Hz (доступны, очень дёшевы б/у).
В4. Использование TFT мониторов c Fкадр.=60-75Hz (доступны, все старые модели и большая часть новых, использующих дешёвые морально устаревшие матрицы).

Особенности С: Качественные.

С1. Слишком чёткое изображение (отсутствие размытости).
С2. Рваный фрейм (переключение кадров не во время кадрового гасящего импульса, а посреди кадра).
С3. Отсутствие синхронизации бордюрных эффектов.

Критерии концепций ZX to VGA конверторов.

Наиболее целесообразными при реализации в любительских условиях являются конверторы без ЦАП/АЦП преобразования, обрабатывающие сигналы ТТЛ уровней до их аналогового преобразования в формирователе видеосигнала Спектрума. Такие конверторы разделяются:

Критерий D: По обрабатываемой области экрана.
D1 - растровые конверторы - обрабатывается всё растровое изображение, равноправно для бордюра и экранной области;
D2 - конверторы экранной области - обрабатывается только экранная область, бордюр либо не выводится вообще, либо берётся непосредственно из регистра брдюра в реальном времени - наиболее экономичные конверторы по заданному критерию;

Критерий E: По привязке ко входным сигналам.
E1 - асинхронные - привязаны только к синхроимпульсам развёртки - наиболее затратные конверторы, минимальная частота записи сигнала 14MHz;
E2 - синхронные - привязаны к внутренней частоте компьютера - наиболее экономичные конверторы по заданному критерию;

Критерий F: По кадровой частоте VGA сигнала.
F1 - 48/50Hz - "кадр в кадр" - преобразование кадра Спека в кадр VGA с удвоением строк и неизменной Fкадр. - наиболее простая схемная реализация, т.к. нужен только один адресный счётчик;
F2 - 96/100Hz - "кадр в два" - преобразование кадра Спека в кадр VGA с удвоением строк и удвоением Fкадр. - наиболее простая схемная реализация, т.к. нужен только один адресный счётчик, но схема более критична по быстродействию;
F3 - 48 - 96/50-100Hz от "кадр в кадр", до "кадр в два" - используются два независимых адресных счётчика, один синхронный со Спектрумом, второй - с VGA и два меняющиеся местами банка ОЗУ, в один пишется кадр Спека с Fкадр.=48/50Hz , а из другого в это время читается предыдущий записанный кадр с Fкадр.=48 - 96/50-100Hz . Помена местами банков ОЗУ осуществляется по окончании записи каждого спековского кадра.
F4 - 72/75Hz - "два в три" кадра - используются два независимых адресных счётчика, один синхронный со Спектрумом, второй - с VGA и два меняющиеся местами банка ОЗУ, в один пишется подряд два кадра Спека с Fкадр.=48/50Hz , а из другого в это время читаются два предыдущх записанных кадра с Fкадр.=72/75Hz , при этом VGA изображение строится из последовательности не 2х, а 3х кадров. Для режима 48k-screen первый кадр VGA изображения - это самый первый записаный спековский кадр, третий кадр VGA изображения - это соответственно второй записаный спековский кадр, а второй кадр - переходный кадр VGA изображения - строится усреднением обоих спековских кадров по схеме: RGBI=(R1+R2)/2; (G1+G2)/2; (B1+B2)/2; (I1+I2)/2; Для режима Gigascreen соответственно все три кадра являются повторением одного кадра построеного путём усреднения двух спековских кадров. Здесь, в отличии от классического способа формирования суммарного цветового сигнала в режиме Gigascreen основанного на инерционности человеческого зрения, такой сигнал получают с помощью аналоговых смесителей (режим Gigascreen+ - режим с аппаратным цветоформированием).

Анализ применимости типов конверторов.

Три критерия выбора типа концепции позволяют построить трёхмерную матрицу возможных вариантов, в которой общее количество комбинаций составляет 2*2*4=16 типов концепций видеоконверторов. Анализировать все варианты особого смысла нет, поэтому остановимся на общих характеристиках их классов по некоторым критериям.

D: Растровые конверторы применяются, если необходимо передать бордюрные эффекты. Если бордюрными эффектами можно пренебречь, то применяются упрощённые конструкции - конверторы экранной области.
E: Асинхронные конверторы хороши тем, что синхронизируются от стандартных синхроимпульсов видеоразвёртки и не требуют никаких дополнительных синхронизирующих сигналов. Особенно они актуальны для компьютеров у которых видеопроцессор выполнен полностью или частично на БМК, ПЛИС, ПЛМ, ULA smile и где нет возможности получить никаких доп. сигналов кроме стандартных. Но в этом заключены и их недостатки, т.к. импульсы видеосинхронизации достаточно низкочастотные (15kHz), а частота дискретизации оцифровки во много раз выше (14MHz) и самые относительно незначительные вариации длительности синхроимпульсов или крутизны их фронтов будут в 1000 раз существенней влиять на временные параметры положения импульсов дискретизации, что в свою очередь может вылиться в отсутствие синхронизации наложения пикселей от кадра к кадру в режиме Gigascreen. Этих недостатков лишены синхронные конверторы, у которых частота дискретизации засинхронизирована с внутренней частотой компьютера и которые благодаря этому менее требовательны к аппаратным ресурсам. Но их недостатком явдяется необходимость лезть внутрь компьютера, особенно это проблематично ввиду неоднородности схемотехнических решений разных клонов.
F1: Имеет особенности В1+С1 или В2.
F2: Имеет особенности В3+С1.
F3: Имеет особенности В1+С1+С2 или В2+С2 или В3+С1+С2 или В4+С2.
F4: Имеет особенности В1+С1 или В2 или В3+С1 или В4.

F: Наиболее универсальным по возможности подключения к разным типам мониторов является вариант F4, дающий наилучшее по естественности качество изображения с TFT мониторами*, а так же обладающий таким полезным свойством как динамический антиалиасинг (сглаживание изменений между кадрами за счёт промежуточного кадра). Наиболее простым по реализации и качественным является вариант F1, дающий наилучшее качество изображения с новыми TFT мониторами*.

* - подразумевается возможность использования эффекта размытости изображения в TFT мониторах при воспроизведении в боле низком разрешении чем разрешение его матрицы.


"Трудно найти чёрную кошку в тёмной комнате.. ...особенно, если её там нет", "Forever!".
"Я никогда не причиняю им зла. Я говорю им правду, и они думают, что это - зло."
Гарри Трумэн
 
wd2Дата: Вторник, 05.06.2007, 19:59 | Сообщение # 2
08h
Группа: Пользователи
Сообщений: 11
Статус: Offline
кому сие надо и где хоть один законченный девайс?

не верю в сказки про черных кошек ;)
 
Black_CatДата: Вторник, 05.06.2007, 20:43 | Сообщение # 3
Координатор
Группа: Координаторы
Сообщений: 730
Статус: Offline
Quote (wd2)
где хоть один законченный девайс?
Законченные девайсы в "железе". Глупо искать в "Концепциях" материалы "Железа", это касается и других рубрик.
Quote (wd2)
кому сие надо
тебе, если если захочешь сделать например конвертор для пентагона smile .


"Трудно найти чёрную кошку в тёмной комнате.. ...особенно, если её там нет", "Forever!".
"Я никогда не причиняю им зла. Я говорю им правду, и они думают, что это - зло."
Гарри Трумэн
 
wd2Дата: Среда, 06.06.2007, 20:59 | Сообщение # 4
08h
Группа: Пользователи
Сообщений: 11
Статус: Offline
Quote (Black_Cat)
аконченные девайсы в "железе".

я ослеп или там ничего нет про vga конвертеры?


не верю в сказки про черных кошек ;)
 
Black_CatДата: Среда, 06.06.2007, 21:35 | Сообщение # 5
Координатор
Группа: Координаторы
Сообщений: 730
Статус: Offline
Quote (wd2)
я ослеп или там ничего нет про vga конвертеры?

Там есть то - что есть, но если вы новый русский, то можете постучать по монитору - может чё где и застряло.. smile


"Трудно найти чёрную кошку в тёмной комнате.. ...особенно, если её там нет", "Forever!".
"Я никогда не причиняю им зла. Я говорю им правду, и они думают, что это - зло."
Гарри Трумэн
 
wd2Дата: Четверг, 07.06.2007, 17:35 | Сообщение # 6
08h
Группа: Пользователи
Сообщений: 11
Статус: Offline
Quote (Black_Cat)
Quote (wd2) кому сие надо

тебе,

Ты лучше меня знаешь, что мне надо? Третий глаз открылся или еще какая хрень?

Quote (Black_Cat)
Там есть то - что есть

А здесь есть то, чего нет. (бугага).


не верю в сказки про черных кошек ;)

Сообщение отредактировал wd2 - Четверг, 07.06.2007, 17:35
 
white_dogДата: Среда, 13.06.2007, 14:29 | Сообщение # 7
10h
Группа: Пользователи
Сообщений: 28
Статус: Offline
Совершенно очевидно, что единственный приемлемый вариант - это с 50Гц с ЭЛТ-монитором. Только в этом случае эффект one-frame сохранится. 100Гц + элт этот эффект не сохранят, но дадут возможность косвенно утверждать, что мол one-frame. 75 и прочие - это bullshit по определению.
Также очевидно, это ЛСД-мониторы в принципе one-frame'ом не страдают. Для них подойдёт любой вариант (самый простой - купить монитор с с-видео-входом, и никаких извратов не надо).


Вы не любите кошек? Да вы просто не умеете их готовить!
 
Black_CatДата: Среда, 13.06.2007, 15:35 | Сообщение # 8
Координатор
Группа: Координаторы
Сообщений: 730
Статус: Offline
Quote (white_dog)
Совершенно очевидно, что единственный приемлемый вариант - это с 50Гц с ЭЛТ-монитором. Только в этом случае эффект one-frame сохранится.

Тогда боюсь что этому эффекту не долго осталось жить и вскорости его просто перестанут учитывать вообще.


"Трудно найти чёрную кошку в тёмной комнате.. ...особенно, если её там нет", "Forever!".
"Я никогда не причиняю им зла. Я говорю им правду, и они думают, что это - зло."
Гарри Трумэн
 
white_dogДата: Среда, 13.06.2007, 15:58 | Сообщение # 9
10h
Группа: Пользователи
Сообщений: 28
Статус: Offline
Quote (Black_Cat)
Тогда боюсь что этому эффекту не долго осталось жить и вскорости его просто перестанут учитывать вообще.

Тогда весь топек неактуален. На пц+эмуляторе будет то же самое, только лучше. Я не понимаю, чем реал на каком-нить ТФТ-показометре лучше, чем эмулятор.


Вы не любите кошек? Да вы просто не умеете их готовить!
 
Black_CatДата: Среда, 13.06.2007, 17:25 | Сообщение # 10
Координатор
Группа: Координаторы
Сообщений: 730
Статус: Offline
Quote (white_dog)
Я не понимаю, чем реал на каком-нить ТФТ-показометре лучше, чем эмулятор.
Это уже из области философии а-ля "зачем он вообще нужен" и в этой теме не обсуждается smile .


"Трудно найти чёрную кошку в тёмной комнате.. ...особенно, если её там нет", "Forever!".
"Я никогда не причиняю им зла. Я говорю им правду, и они думают, что это - зло."
Гарри Трумэн
 
white_dogДата: Среда, 13.06.2007, 17:48 | Сообщение # 11
10h
Группа: Пользователи
Сообщений: 28
Статус: Offline
Quote (Black_Cat)
Это уже из области философии а-ля "зачем он вообще нужен" и в этой теме не обсуждается

Шо, модерилка зачесалась? smile

Итоги:

1. зачем подключать спектрум к ЭЛТ-монитору, при наличии ЭЛТ-телевизора? Смысл конечно есть, но не очень большой.

2. зачем подключать спек к ЛСД-монитору, и главное, зачем для этого городить ужас-примочки, если существуют ЛСД-телевизоры и ЛСД-мониторы с ПАЛ или С-ВИДЕО? КРоме того, существуют standalone тв-тюнеры, которые умеют из ПАЛа в вга перегонять. К ЛСД как ни подключай и что ни юзай - результат одинаковый.

3. Максимальный смысл в девайсе вышеуказанном имеется, когда то, что к нему подключается, умеет не только ПАЛ, но и ВГА. Тогда, подключив ВГА-монитор, можно задействовать девайс, когда комп выдаёт ПАЛ-картинку, а когда ВГА - девайс работает в режиме pass-through. (кто с 3 раз не догадается, о чём речь, тому низачот пожизненно).


Вы не любите кошек? Да вы просто не умеете их готовить!
 
Black_CatДата: Среда, 13.06.2007, 19:31 | Сообщение # 12
Координатор
Группа: Координаторы
Сообщений: 730
Статус: Offline
Как не крути, а ЭЛТ TV уже мёртв и остаётся только медленно отползать к TFT, тем более что всем давно нужен нормальный текстовый режим высокого разрешения - без него говорить об какой-то интеграции с современными инфотехнологиями смешно. Спековский экран + всякие TV-тюнеры для текста непригоден. Если кроме преобразования такой девайс ещё и текстовый режим даст (а это просто реализовать), то смысл в таком девайсе станет окончательным и бесповоротным. smile имхо

"Трудно найти чёрную кошку в тёмной комнате.. ...особенно, если её там нет", "Forever!".
"Я никогда не причиняю им зла. Я говорю им правду, и они думают, что это - зло."
Гарри Трумэн
 
wd2Дата: Четверг, 14.06.2007, 00:09 | Сообщение # 13
08h
Группа: Пользователи
Сообщений: 11
Статус: Offline
Quote (Black_Cat)
Как не крути, а ЭЛТ TV уже мёртв

первый раз в жизни соглашусь с Black_Cat wink

Quote (wd2)
первый раз в жизни соглашусь с Black_Cat

Хотя не совсем мертв, а в состоянии вымирания. Пока промышленность выпускает тв с элт. И еще нескролько лет будет выпускать (лет 5 так уж точно), а если учесть, что бытовую технику у нас эксплуатируют наубой, то процесс вымирания затянется еще лет на 15 ...


не верю в сказки про черных кошек ;)

Сообщение отредактировал wd2 - Четверг, 14.06.2007, 00:10
 
slaxorДата: Среда, 01.08.2007, 17:00 | Сообщение # 14
04h
Группа: Пользователи
Сообщений: 5
Статус: Offline
и все так можно ли подключить спек к вга монитору?... чей то я ничего не понял, что вы написали wacko
 
Black_CatДата: Среда, 01.08.2007, 17:17 | Сообщение # 15
Координатор
Группа: Координаторы
Сообщений: 730
Статус: Offline
Quote (slaxor)
и все так можно ли подключить спек к вга монитору?

Moжно, многими способами, но топик о стандартизации способов реализации.


"Трудно найти чёрную кошку в тёмной комнате.. ...особенно, если её там нет", "Forever!".
"Я никогда не причиняю им зла. Я говорю им правду, и они думают, что это - зло."
Гарри Трумэн
 
slaxorДата: Среда, 01.08.2007, 17:20 | Сообщение # 16
04h
Группа: Пользователи
Сообщений: 5
Статус: Offline
а можно ли меня куда нить носом ткнуть, ато я не могу ничего найти конкретного на эту тему sad
 
Black_CatДата: Среда, 01.08.2007, 18:21 | Сообщение # 17
Координатор
Группа: Координаторы
Сообщений: 730
Статус: Offline
Вот последнее обсуждение: http://www.zx.pk.ru/showthread.php?t=5394

"Трудно найти чёрную кошку в тёмной комнате.. ...особенно, если её там нет", "Forever!".
"Я никогда не причиняю им зла. Я говорю им правду, и они думают, что это - зло."
Гарри Трумэн
 
gobukaДата: Воскресенье, 19.08.2007, 20:28 | Сообщение # 18
02h
Группа: Пользователи
Сообщений: 2
Статус: Offline
Quote (slaxor)
а можно ли меня куда нить носом ткнуть, ато я не могу ничего найти конкретного на эту тему

есть опытный образец устройства, насчет выброса его на рынок не уверен, попробуй посмотри на nedopc.com
 
fifanДата: Четверг, 20.09.2007, 20:19 | Сообщение # 19
04h
Группа: Пользователи
Сообщений: 5
Статус: Offline
Quote (gobuka)
Quote (slaxor)
а можно ли меня куда нить носом ткнуть, ато я не могу ничего найти конкретного на эту тему

есть опытный образец устройства, насчет выброса его на рынок не уверен, попробуй посмотри на nedopc.com

Блин, пишут про это все кому не лень. До схемотехники не у кого не дошло. На NedoPC ничего такого нет. ZX-VGA проект так и забился. Модуль расширения видеорежимов ZX-VideoModes от Heroy'я дошел до схемы и... все! Автор пропал... Боятся довести до конца идеи или хотят на этом нажиться? Да если бы я разбирался в конструировании схем я бы так не пливался! К сожалению я только могу из схемы собрать девайс, немного ПЛИСы программирую... angry

В нескольких форумах все обсуждают и обсуждают... А до окончательного устройства не у кого не дойдет?

Плис, извените кого если обидил wacko

 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © 2006Сайт управляется системой uCoz